Отзывы студентов
Водолажская Екатерина
Университет Альмерии, Испания
Мне выпала возможность поучиться в Университете Альмерии по программе академического обмена в течение одного семестра.
В первые дни были проведены собрания для иностранных студентов, где рассказали про сам город, провели тур по территории университета, и дали возможность познакомиться с ребятами из других стран. Территорию университета сложно назвать маленькой: отдельно стоящие учебные корпуса, библиотека, спортивный центр, столовая… На собрании нам раздали разные справочные материалы, среди которых была карта территории университета, что было очень удобно.
Одним из любимых мест, наряду с кафетерием с вкусным кофе и закусками и современным спортивным залом, стала библиотека, где было очень удобно готовиться к экзаменам. На первом этаже библиотеки, введя свои логин и пароль студента, можно было взять ноутбук для учёбы. Также можно было зарезервировать в свободное время зал для работы в группах, что очень удобно для выполнения проектов. Одной из особенностью испанской системы обучения является как раз выполнение проектов в небольших группах (4-5 человек) в качестве практической части изучения дисциплины, и часто подобные проекты влияют на итоговую оценку по предмету не меньше, чем финальный экзамен. Также в программу одной дисциплины у меня входили учебные экскурсии, которые позволили посетить такие места, как город Картахена и горнолыжный курорт Сьерра-Невада, где были организованы встречи с интересными людьми, и это была уникальная возможность не просто посетить эти места в качестве туриста, но и подробнее узнать о них от самих обитателей и руководителей.
Первое время было непросто разобраться в учебном процессе в Испании: когда лекции, а когда семинары, какова система оценивания и т.п, но в международный центр всегда можно было обратиться за помощью, также испанцы-однокурсники всегда готовы были помочь. Важную роль в учебном процессе играла платформа Aula virtual, где можно было связаться с преподавателями, отправить выполненное задание от лица всей команды, также своевременно приходили оповещения обо всех изменениях, и выкладывались учебные материалы и презентации, что было очень удобно и помогало в изучении дисциплин на иностранном языке.
В заключении хочу сказать, что это был интереснейший и полезный опыт, и я очень рада, что мне выпала такая возможность пожить и поучиться в другой стране».
Дыкина Валерия
Автономный университет Барселоны
Сам университет расположен не в самом городе, а в двадцати минутах от него. Территория университета достаточна большая, на ней расположены и учебные зоны, и спортивные площадки, и прогулочные зоны, и даже общежития.
Мой факультет политологии и социологии, один из самых популярных в университете. У факультета есть своя библиотека, которой я часто пользовалась для написания своей курсовой работы. Лекции и семинары были очень интересными. Учителя были очень добрые и внимательные к всем студентам на их курсе. Домашние задания очень интересные, обычно это проекты, которые нужно сделать за половину курса или за весь курс.
Программа обмена дала мне неоценимый опыт и моменты, которые я буду долго вспоминать в будущем».
Королькова Анастасия Сергеевна
Университет Валенсии
По моему мнению неотъемлемой частью для обучения в зарубежном университете является знание языка, этот фактор играет большую роль. Если твой уровень ниже В2, то для студента учеба в университете Валенсии будет проблематична так как занятия проходят исключительно на испанском языке, общение с преподавателями будет затруднительно, понимание предмета останется нулевым.
Процесс обучения построен таким образом, что у вас есть постоянный доступ ко всем материалам online. У каждого студента есть свой личный кабинет. Это виртуальное пространство в интернете, связанное с сайтом университета, где размещаются все материалы по каждому предмету, все лекции, все презентации, имеется email каждого преподавателя и есть возможность поддерживать связь с ним. У преподавателя есть часы консультации. В это время вы можете прийти к нему лично, и он обязательно выслушает все ваши недопонимании материала на занятиях и поможет решить все ваши проблемы.
В университете Испании у тебя есть понимание из чего складывается оценка за экзамен. Изначально в начале семестра у вас есть четкое распределение баллов. У вас есть понимание из чего в принципе складывается оценка, как будет проходить экзамен, что войдет в этот экзамен. Есть большие отличия в сдаче экзаменов. Ваша работа в течении семестра на парах, групповые работы, самостоятельные работы, это тесты, и конечно, проверка на экзамене играют важную роль.
Отдельно хочется выделить в университете Валенсия библиотеку университета. Она представляет собой семиэтажное здание, с многочисленными, уникальными артефактами. Сайт библиотеки дает возможность сориентироваться, когда нужный экземпляр будет доступен студенту, когда необходимо его вернуть. Библиотека открыта для каждого гражданина, с одним ограничением. В период зимней и летней сессии она работает только для студентов. Режим работы в этот период – круглосуточно.
Обстановка в Испании из-за пандемии коронавируса очень острая. Властями страны были предприняты меры по не распространению вируса, веден режим самоизоляции с очень жесткими мерами. Запрещено покидать свое место проживания, посещать общественные места. Вследствие данного режима университет Валенсии прекратил очное обучение. В данный момент, обучение в университете Валенсии, в связи с пандемией COVID-19, проходит дистанционно. Занятия представляют собой онлайн пары. Студенты, используя сайт университета и личный кабинет, ежедневно по расписанию занимаются с преподавателями, получают практические занятия.
Обучение в университете Валенсии считается очень престижным. Если у вас есть возможность и обстоятельства для обучения в зарубежных университетах, предлагаю рассмотреть обучение в Университете Валенсии».
Мозолева Дарья
Университет Сьянс По Экс
Университет расположен в историческом центре города, среди узеньких и уютных городских улочек. Sciences Po Aix относится к grande école (большая школа), обучение в которых считается более престижным, чем в институтах, поскольку для поступления необходимо пройти ряд вступительных испытаний и после требования в учебе очень высоки.
Для иностранных студентов есть возможность выбора языка обучения: английский или французский, однако независимо от этого для всех студентов обязательно посещение занятий по французскому языку, которые проводятся в группах в зависимости от уровня владения языком.
Я проходила обучение на французском языке по 5 дисциплинам, которые могла выбрать заранее из представленного университетом списка. Преподаватели с пониманием относятся к иностранным студентам и помогают, если что-то непонятно. В целом, занятия проходят либо в формате лекций, либо семинаров, а пары длятся 2 часа. Экзамены могут быть устными (то есть ответ на билет, однако вопросы к билетам заранее не присылают, как в России, а нужно просто готовиться по всем лекциям), в письменной форме, либо виде исследовательской работы.
Что касается организации процесса обучения, то здесь хотелось бы отметить профессионализм всего коллектива, отвечающих за работу с иностранными студентами. Вся необходимая информация об особенностях обучения, экзаменах была представлена на первой лекции еще до начала занятий. Также каждый студент имеет доступ к онлайн платформе с расписанием, где также можно найти интересующие презентации преподавателей к предметам. Ну и конечно же всегда можно обратиться к куратору в международном отделе, который поможет по любым вопросам.
В университете очень активно развита студенческая жизнь: большое количество клубов по интересам от спорта до науки. Особенно запомнилась так называемая buddy program, организованная студенческим советом университета. Смысл программы в том, чтобы помочь иностранным студентам быстрее адаптироваться в новой среде, не чувствовать себя одиноким и влиться в студенческий коллектив. Благодаря этой программе я познакомилась со своим buddy, французским студентом, который и конспектом лекций может поделиться, и посоветовать в какой кафешке самый дешевый и вкусный кофе. Это очень хорошая возможность преодолеть языковой барьер, ведь в непринуждённой обстановке гораздо легче разговориться.
В Экс-ан-Провансе достаточно дорогое жилье, поскольку это популярный туристический город, поэтому чтобы сэкономить я жила в общежитие. Оно очень удобно расположено от университета, всего 20-25 минут пешком. Также самое общежитие очень комфортное: это целый университетский городок, где каждый живет в небольшой комнате, в которой есть все необходимое.
В заключении хотелось бы поблагодарить Факультет международного регионоведения и регионального управления за помощь и поддержку в организации обмена. Несмотря на все сложности, я рада что получила такой ценный опыт обучения за рубежом и не пожалела, что выбрала Сьянс По Экс».
Мосейкина Софья
Университет Овьедо
По прибытии в университет я выбрала пять дисциплин, которые изучала в течение семестра. Все они, кроме бизнес-английского, преподавались на испанском языке. До этого у меня не было разговорной практики с носителями языка, но первая же лекция показала, что понимать испанскую речь не так трудно, и я быстро освоилась. Кроме того, мне очень помогли интенсивные курсы испанского языка для иностранцев. Занятия проходили каждый день, а весь курс длился месяц. Хотя это очень короткий срок для глубокого изучения языка, но за это время мне удалось преодолеть языковой барьер и начать говорить.
В Испании, как и в России, есть семинары и лекции. Чаще всего на семинарах преподаватели давали групповое задание, которое нужно было сдать в конце занятия. Что меня сильно удивило, это пары по английскому языку. Учитель просто открывал учебник на экране и сам выполнял задания для аудитории, а речь своих студентов слышал лишь дважды за период обучения на промежуточных аттестациях.
Больше всего мне понравилась дисциплина по испанскому публичному и частному праву. У нас были прекрасные преподаватели, которые отлично знают свой предмет и имеют практический опыт. Данная дисциплина помогла многое понять не только в политическом устройстве Испании, но и в организации частной жизни.
Стоит отметить, что все преподаватели относились к иностранным студентам с пониманием и всегда помогали, если что-то было непонятно. А также сами испанские студенты были очень дружелюбны, поддерживали в учёбе, рассказывали об устройстве системы образования и советовали интересные места для поездок.
За пять месяцев, которые я провела в Испании, мне удалось посетить много новых мест. Я побывала в Леоне, Сантандере, Бильбао, Барселоне, и даже в городе Порту (Португалия). Именно в таких поездках лучше понимаешь менталитет и культуру людей.
Однако моя поездка по программе Эразмус+ не смогла бы состояться без всесторонней помощи Факультета международного регионоведения и регионального управления, и российско-испанского центра. Я очень благодарна всем, кто помогал мне с оформлением необходимых документов.
В заключение хотелось бы обратиться ко всем студентам, которые собираются поехать на учебу заграницу. Пусть подготовка документов, оформление визы и поиск жилья не пугают вас! Потом вы даже не вспомните об этом, а то время, которое вы проведете в другой стране, путешествуя и знакомясь с новыми людьми, останется для вас возможно самым счастливым и незабываемым периодом жизни».
Очаковская Анастасия
Университет Ниццы
Я прохожу обучение по программе Economie et Management des Industries du Commerce et de la Distribution (Экономика и менеджмент индустрии торговли и дистрибуции) на факультете ISEM (Высший институт экономики и менеджмента).
Занятия проходят на французском языке, при этом немаловажной является практическая направленность любого курса. Преподаватели создают комфортную обстановку на занятии, при которой даже новый студент, как я, чувствует себя уверенно и может обратиться за помощью как к преподавателю, так и к одногруппникам.
Большая часть заданий предполагает групповую работу, что позволяет быстро и на практике применять новые знания, а также применять иностранный язык в достаточно неформальной обстановке при подготовке заданий с одногруппниками.
Помимо учебы программа Erasmus предоставляла доступ к множеству мероприятий и туристических поездок, воспользоваться которыми в полной мере мне не удалось по причине введения карантина во Франции.
Стоит отметить, что университет оперативно организовал переход обучения на дистанционный формат, а также ввел дополнительные меры по поддержке студентов (колл-центр, информационные материалы, психологическая поддержка и т.д.).
Пусть мое пребывание и обучение во Франции еще не закончено, я определенно могу назвать этот опыт положительным и крайне интересным, даже несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию. Мне удалось подтянуть знание французского языка, я ознакомилась с новой для себя сферой (причем с практическим уклоном), а также приобрела опыт межнационального общения».
Пискарева Дарья
Университет Турина
Мое обучение началось в сентябре 2019 года в Università degli Studi di Torino (Туринском университете), на факультете Dipartimento di culture, politica e società (Департамент культуры, политики и общества). В первом семестре я изучала Scienze Politiche (Политические науки) и Processi culturali e Politiche sociale (Культурные процессы и социальная политика). Обучение проводилось в формате поточных лекций на итальянском языке, преподаватели были очень добрыми и при необходимости разъясняли материал на английском языке. Также я посещала дополнительные курсы Итальянского языка, где познакомилась с другими иностранными студентами. Обучение проводилось в интерактивном формате, мне удалось закрепить, полученные знания по итальянскому языку в РАНХиГС, и развить навыки общения и работы в команде. В адаптировании иностранных студентов активно помогала организация ESN (Erasmus Student Network), проводя различные мероприятия: встречи в лингвистическом кафе, аперитивы, походы в музеи и поездки в различные города.
Первый семестр закончился сессией в январе. Политические науки я сдавала в формате устного собеседования, преподаватель задавал 6 основных вопросов, охватывающие темы лекций, а также спрашивал дополнительные вопросы для сравнения Российской и Итальянской политических систем. Экзамен по Культурным процессам и социальной политике преподаватель подготовил в формате тестирования. Тест состоял из двух частей: 24 закрытых вопроса и небольшое сочинение.
За время пребывания в Турине я успела ознакомиться с местными достопримечательностями – Palazzo Reale (Королевский дворец), Mole Antonelliana (Моле Антонеллиана – символ города), Basilica di Superga (Католическая базилика Суперга) и посетить музеи – Египетский музей, Музей Рисорджименто, Национальный музей автомобиля, Музей Лавацца и Королевская оружейная палата.
Относительно проживания следует отметить, что общежития при Туринском университете достаточно дорогие и оказалось дешевле снять квартиру. Моей соседкой по квартире оказалась бывшая студентка РАНХиГС, которая живет в Турине 4-й год. Валерия подсказала и помогла мне в оформлении и получение документов (Codice fiscal и Permesso di soggiorno), без которых невозможно было бы прибывать на территории Италии, а также познакомила со своими итальянскими друзьями. Валерия в этом учебном году заканчивала бакалавриат, поэтому мне удалось побывать на настоящем итальянском выпускном (laurea).
Во втором семестре, начиная с 23 февраля 2020 года, планировала обучаться по предметам: Cooperazione internazionale: spazi, approcci, politiche (Международное сотрудничество: пространства, подходы, политика), Geografia politica ed economica (Политическая и экономическая география), International Cooperation for Development: Practices and Project Design (Международное сотрудничество в целях развития: практика и дизайн проекта). Данные предметы планировалось изучать в небольших группах. К сожалению, из-за возникшей эпидемии COVID-19, Туринский университет закрыл свои двери для студентов и преподавателей, чтобы избежать случаев заражения. Учебный процесс перевели на дистанционной формат, который продолжается на сегодняшний момент. В середине марта мне пришлось вернуться в Россию, так как ситуация в Италии на тот момент ухудшилась, а Турин находится непосредственно рядом с очагом заражения.
Пребывание и обучение за границей является великолепной возможностью для раскрытия своего потенциала и получение нового, ни с чем несравнимого опыта в общении и получение знаний. Несмотря на недолгое пребывание, всего полгода, я смогла улучшить и закрепить свои знания в итальянском языке, лучше познакомиться с культурой Италии и региона Пьемонт, встретить интересных людей и насладиться колоритом итальянской жизни. Если вам представится возможность пройти обучение за рубежом, то не упускайте такой шанс!».
Попадьин Анастасия
Университет Гронингена
Во-первых, благодаря уникальной программе обучения, в которой делался упор не только на развитие города, инфраструктуру, транспортную систему, но и на социальные аспекты: общественный фон принятия определенных управленческих решений, историю мест и менталитет жителей. В Нидерландах, несмотря на сравнительно с Россией небольшую площадь, все равно в разных районах живут совершенно непохоже друг на друга люди, которые по-разному подходят к организации жизни, вопросам комфорта.
Во-вторых, благодаря тому, что наша группа состояла из студентов из разных стран, что позволяло проводить сравнительный анализ не только с Россией, но и с другими государствами. Кроме того, конечно же, было интересно наблюдать и изучать особенности поведения ребят с разным менталитетом, привычками и взглядами. Наша группа была очень дружной, мы продолжаем общение через социальные сети.
Наконец, благодаря самому подходу к образовательному процессу: в нашей программе были и лекции, и задания в группах, и экскурсии (пешие, велосипедные, автобусные), и воркшопы, и общие обеды, ужины. Все это позволяло лучшие понимать специфику рассматриваемого вопроса, раскрыть наши сильные стороны.
Спасибо за такую возможность получить новые знания, уникальный опыт!».
Семенова Виктория
Университет Гронингена
Я учусь на программе двойного диплома, поэтому должна была обучаться в этом институте 2 года, но из-за пандемии я проучилась там чуть больше полугода, но я все равно успела многое открыть для себя и привыкнуть к обучению в Испании, и сейчас я надеюсь, что в следующем учебном году смогу вернуться в Валенсию и продолжить свое обучение.
Когда я прилетела в Испанию, первое с чем я столкнулась это проблема с языком потому, что было очень сложно перестраиваться на обучение на испанском языке, но спустя несколько месяцев я смогла привыкнуть и поэтому мне стало легче и интереснее учиться. Также было не привычно в институте потому, что методы обучения немного отличаются от привычных. Если говорить конкретнее, то на лекциях также, как и в России – просто дают материал и отвечают на вопросы, а вот семинары отличаются – на этих занятиях ученики просто решают задания или тесты, которые им дают преподаватели. Экзамены также отличаются, в Испании все экзамены проводятся в письменной форме, и для меня это тяжелее, чем в устной форме потому, что нужно всегда максимально четко и конкретно давать ответы на вопросы.
Но после того, как я окончательно привыкла и подстроилась под новый и непривычный ритм, обучение для меня стало гораздо легче и интереснее. Разумеется, некоторые проблемы с языком все равно оставались, но мне было интересно узнавать что-то новое и развивать знания Испанского языка. В обучении в Испании мне очень привлекало свободное взаимодействие преподавателей и учеников. Если у меня возникали какие-то вопросы, я в любое время могла написать преподавателям на электронную почту, и они быстро отвечали, также помогало усваивать материал дополнительны занятия. Дело в том, что в Валенсии у каждого преподавателя есть специальные дополнительные часы, в которые любой ученик может прийти и один на один обсудить с преподавателем все вопросы.
Переход на онлайн обучение произошел очень быстро и без сбоев потому, что у вуза есть специальная онлайн платформа, которую использовали до начала карантина. И сейчас в общем обучение ничем не отличается от очного – постоянно проходят лекции и семинары, правда домашней работы стало в разы больше, но, к сожалению, это никак нельзя исправить.
Говоря о моем личном впечатлении, мне хотелось бы сказать, что для меня это был очень сложный год в моральном плане потому, что мне быстро пришлось перестроиться на совершенно другой темп жизни и выйти из своей «зоны комфорта». Это было тяжело, но преодолев множество трудностей, я уверена, что это того стоило, потому что я приобрела невероятный опыт, который, я уверена, поможет мне в бедующем. Я увидела много нового, начала общаться с ребятами из разных стран (это очень интересно потому, что это как будто люди с другой планеты, у которых жизнь, цели совершенно отличаются от моих). Благодаря этому опыту, я узнала себя с новой стороны и смогла разобраться со многими своими мыслями и желаниями. Теперь я очень жду, когда закончится карантин и я смогу продолжить свое обучение потому, что еще очень много интересного меня ждет.
Если меня будут спрашивать совет – стоит ли ехать учиться заграницу мой ответ будет однозначным – ДА. Этот опыт поможет узнать очень многое, благодаря ему можно увидеть мир с другой стороны и в какой-то степени узнать что-то новое о себе. Несмотря на все трудности, которые могут возникнуть, именно учеба заграницей может изменить мысли, и возможно жизнь, в лучшую сторону.
Я невероятно рада, что выбрала программу двойного диплома и получила шикарный и незабываемый опыт!!!».
Тимофеева Виктория
Университет Ниццы София-Антиполис
Начну с того, что одно из главных преимуществ обучения в РАНХиГС, которое определило мой выбор — это возможность принять участие в различных программах студенческого обмена и двойного диплома. В моем случае я приняла участие в программе академической мобильности. Так как я углубленно учу французский с 11 лет, проживала в этой стране определенное время и еще в школе сдала экзамен на взрослый уровень DELF, языкового барьера я почти не испытала. Наоборот, если рассматривать мою стажировку с лингвистической стороны – я имею возможность ежедневно корректировать отдельные аспекты языка и учить новую профессиональную лексику. Я не могу не обратить внимание на то, что еще в 2018 году в приемной кампании ВУЗа мне сообщили о возможности продолжать учить французский язык с 3 курсом – и это, несомненно, очень большой плюс РАНХиГСа. Мой преподаватель, Комарова Екатерина Александровна, привнесла огромный вклад в повышение моего уровня французского языка.
Для стажировки во Франции выбор стоял между двумя университетами: Université de Nice Sophia-Antipolis и Science Po в Aix-en-Provence. Так как на первом курсе я имела опыт общения с ребятами с 3-го курса, которые уже вернулись с программы академической мобильности, наибольшее количество положительных отзывов я услышала именно про Университет Ниццы, куда и отправила документы.
Пожалуй, самой главной проблемой до отъезда стоял поиск жилья – к сожалению, в моем случае, РАНХиГС не оказал мне помощи и не дал ориентиров для поиска. Для будущих студентов, после приобретенного опыта, я буду советовать французскую систему общежитий CROUS или самостоятельное снятие квартиры (но ее поиски лучше проводить уже на месте), так как проживание в частных резиденциях дороже в несколько раз.
Обучение в университете началось ближе к середине сентября – процесс выбора предметов достаточно сложный и долгий. Я взяла максимально много предметов, которые совпали с программой 1 семестра в РАНХиГС, что очень хорошо. Один предмет мне разрешили взять в другом корпусе Университета Ниццы, куда я ездила специально и договаривалась с их дирекцией. Все учебные материалы, в том числе слайды лекций, преподаватели загружают на специальный портал ENT, благодаря чему можно готовиться к экзаменам самостоятельно. Что мне очень понравилось, так это то, что в большинстве случаев преподаватели заранее озвучивают дату всех контрольных работ и экзаменов. Но удивительно то, что экзамен могут перенести на целый месяц из-за проливного дождя – не всем студентам удобно добираться, а также Франция известна своими забастовками и плохой транспортной системой. В втором семестре я также взяла максимальное количество предметов, совпадающих с программой российского университета.
Отдельно хочу отметить дистанционную работу университета в современных условиях пандемии Короновируса. К счастью для студентов, Франция вышла на карантин за месяц до начала контрольных и экзаменов, то есть большинство занятий по предметам уже были проведены. В специальном портале университета нам высылали задания и материалы для подготовки, а также проводились онлайн лекции в системе Skype. На данный момент у нас проводятся экзамены в дистанционном режиме, а если будут пересдачи, то их также будут проводить онлайн.
Я не пожалела о своем выборе. Университет Ниццы оправдал мои ожидания, самое главное, что там достаточно много схожих предметов с РАНХиГС (главное, знать, как их искать, а это самое сложное, так как университет достаточно многоуровневый). Мягкий климат юга Франции и Лазурный Берег, несомненно, отличается от холодной Москвы. Я советую другим студентам отправлять заявки в этот университет, и, если надо, помогу и отвечу на все Ваши вопросы (начиная с поиска жилья – заканчивая разными социальными стипендиями для студентов и поиска НУЖНЫХ предметов в образовательных программах).
Я нашла единственную фотографию с территории университета. 29 января 2020 года, греемся на солнце во время обеденного перерыва».
Чичинадзе Ираклий
Университет Ла Сапиенца
Несмотря на то, что у меня было не так много времени изучить город, в связи с пандемией, мне всё равно удалось получить огромное эстетическое удовольствие от пребывания в этом городе, напоминающем большой открытый музей. Рим-это торжество красоты, культуры, стиля, архитектуры и в целом искусства.
А также мне хотелось бы поделиться своими впечатлениями и опытом нахождения в римском университете Ла Сапиенца. реподаватели хорошо относились к иностранным студентам и всегда были готовы помочь. Они были настроены очень дружелюбно. Студенты и профессора были заинтересованы в том, чтобы мы получили максимальное количество знаний. Работа проходила как в группах, так и индивидуально.
К сожалению, из-за сложившейся ситуации в мире, я не смог посетить университет, соответственно мне не удалось прочувствовать студенческую жизнь в данном университете полностью. Надо отметить, что университет быстро разработал удобную дистанционную программу. Учёба для меня еще не окончена, впереди меня ждёт онлайн сессия.
Хочу всем пожелать получить опыт учёбы за границей. Это помогает обрести не только новые знания, но и адаптироваться к новым условиям и улучшить свои социальные навыки».
Шагапова Чулпан
Университет Сапиенца
Я очень обрадовалась, когда узнала, что меня отправляют в Италию по программе мобильности, так как Италия – это моя мечта! И все эти несколько месяцев, в ожидании поездки в Италию, я представляла себе, как же все пройдет: с кем я буду учиться, какие будут преподаватели, и самый важный вопрос – смогу ли я перебороть языковой барьер. Однако переживания были напрасны, потому что на самом деле все прошло просто восхитительно!
Один из главных плюсов пребывания в другой стране для студента- международника – это возможность получения международного опыта и, безусловно, языковая практика, а также возможность успеть увидеть и прочувствовать страну.
В университете у нас было шесть дисциплин. Расписание каждый студент составлял самостоятельно, но я старалась сопоставить предметы с «домашним университетом», и в этом мне помогла Каролина Александровна Сикиринская. И по всем возникающим проблемам и вопросам она всегда была на связи. Она куратор в университете РАНХиГС по программе мобильности.
В основном занятия проходили в свободной форме, что позволяло легче освоить материал. Уровень преподавания сильно отличается от российского, в Италии тебе нужно больше изучать самому, без преподавательской помощи. Все преподаватели были дружелюбными, особенно на занятиях по международному праву.
Чтобы углубиться в изучение культуры, приходилось не только много учиться, но и общаться и гулять. Первый месяц я много гуляла по центру Рима, посетила все важные достопримечательности и наслаждалась панорамой римской жизни.
Конечно же, невозможно ощутить всю Италию без путешествий. Только посетив города, можно понять культуру, вкус жизни итальянцев. После первого месяца я решила съездить и в другие города. Я побывала в Пируджи, Болонье, Тиволи, Неаполе, Милане, Пизе и Флоренции. Каждый город оставил разное впечатление. Было интересно наблюдать, насколько разные люди живут на Севере и Юге Италии и насколько различаются диалекты, на которых они говорят.
Итальянцы – дружелюбный народ. Многие итальянцы очень любят и уважают Россию, её культуру и людей.
Стажировка – это не только прекрасная возможность получения знаний, но и колоссальный международный опыт. И я очень благодарна Декану моего факультета Валентине Вячеславовне Комлевой за эту удивительную возможность, за этот огромный и неоценимый опыт».
Юрьева Анастасия Олеговна
Мюнхенская бизнес-школа
Также, я думаю, нельзя не упомянуть местоположение школы. Это, конечно, понятно из названия, но я хочу еще раз напомнить, что школа находится в Мюнхене. Это безумно красивый город, который подарил мне возможность путешествовать, почувствовать свободу и настоящую атмосферу Германии! Это был прекрасный опыт, который я ни за что не променяла бы ни на что другое, несмотря на то, что было достаточно много трудных ситуаций, связанных с поиском жилья (я переезжала 3 раза за 3 месяца!), оформлением документов, финансовыми тратами и так далее. Я чувствую, что все эти трудности сделали меня сильнее, за что я, безусловно, благодарна времени, проведенному в Мюнхене!
Благодаря обучению в этой школе у меня появилось огромное количество друзей из абсолютно разных уголков мира: Италия, США, Великобритания, Тайвань, Калининград, Венгрия, Гонконг, Германия, Турция, Австрия, Испания, Канада. Именно благодаря общению с интересными людьми из разных стран, разных культур мой кругозор невероятно расширился, я узнала огромное количество «внутренней» информации от жителей разных стран, представителей разных культур. Информация, которую не найдешь в Интернете, не прочитаешь об этом в книгах. И это то, что не купишь за деньги, не выучишь на занятиях, и, одновременно то, что делает тебя по-настоящему интересной личностью, дает тебе самый ценный опыт, позволяет лучше понять жизнь.
Если говорить, не скрывая эмоций, я до сих пор нахожусь в небольшом шоке от осознания всего случившегося со мной. Я написала уже достаточно много слов, но понимаю, что это не раскрывает даже половины моих чувств. И, знаете, я могу писать дальше, больше и больше, но, боюсь, так я могу дойти до объема целой книги, потому что время, проведенное в Мюнхенской бизнес-школе, ассоциируется у меня с радугой! Хочется, конечно, передать эти эмоции каждому, кто прочитает этот текст, но я понимаю, что понять их таковыми, каковыми они являются на самом деле, прочувствовать их душой можно лишь только тогда, когда ты сам пройдешь тот же путь.
В заключение я хотела бы сказать… или даже посоветовать кое-что… всем тем, кто читает этот текст. Я знаю, что у многих из вас возникла в голове мысль «Я бы тоже хотел учиться заграницей… Но это только для «избранных», богатых, самых умных» и еще много «каких». НО! Я очень вас прошу, пробуйте свои силы, верьте в себя, идите наперекор трудностям, и будьте уверены, вы получите то, к чему стремитесь! Я в тысячный раз убедилась в правдивости двух фраз, которые стали моими постоянными спутниками: «Под лежачий камень вода не течет» и «Дорогу осилит идущий». Просто знайте, что я не «самая умная», у моих родителей нет миллиардов, мой английский был на среднем уровне (разговаривать я вообще практически не могла), мне было очень страшно, несколько мне хотелось отменить поездку из-за страха неизвестности… Однако я выбрала другой путь! Действовать, а не бояться! Надеюсь, что вы сделаете правильный выбор и тоже начнете действовать, не поддаваясь страхам!
Эта поездка полностью изменила меня, дала понять, что такое интересная учеба, настоящая дружба, жажда жизнь; дала почувствовать настоящую свободу в купе с ответственностью, почувствовать свои силы, понять, что я могу все, чего боюсь. Я вернулась в Россию с другими взглядами на жизнь, с другими ценностями и целями на жизнь. По ощущениям это сравнимо с обновлением программного обеспечения… как будто бы вышла новая версия меня… И знаете, это самое лучшее, что можно ощущать после подобных событий в жизни!
И несмотря на ситуацию, которая сложилась в Мире, несмотря на то, что мне пришлось уехать из Германии на 2 месяца раньше из-за коронавируса, я благодарна судьбе, что мне удалось пожить в абсолютно другом мире хотя бы 3 месяца! Дерзайте!».
Янушкевич Ксения Анатольевна
Автономный Университет Барселоны (г. Барселона, Испания)
Хотелось бы отметить высокий уровень организации данной программы со стороны приглашающего университета: подготовка к нашей поездке началась в апреле предыдущего года, и на всех этапах подготовки и обучения нас сопровождал координатор программы, – профессор Хосе Мария де Дьос. Поскольку магистратура интернациональная, и большинство студентов приезжают из-за рубежа, уже летом нам был выслан список рекомендованной литературы к прочтению, а перед началом учебного года был организован 3-недельный курс на английском языке, «Введение в Европейский Союз».
Обучение на данной программе делится на три модуля: юридический, внешнеполитический и экономический. Каждый студент имеет право выбрать тот модуль, который ему больше по душе, а в случае сомнений, может рассчитывать на помощь преподавательского состава, который проводить индивидуальные собеседования, чтобы направить обучающегося. В случае любой проблемы или вопроса, которые возникали в ходе нашего обучения, мы всегда могли обратиться к координатору, который в кратчайшие сроки их разрешал. Открытость к студентам и внимание к их нуждам, безусловно, заслуживают благодарности.
Я выбрала модуль «Юридическая интеграция ЕС» и нисколько не пожалела об этом. Поскольку программа магистратуры реализуется на Факультете Права, вне всякого сомнения, подготовка специалистов юридического профиля организована лучше всего. Хочется предупредить студентов, у которых нет юридического бэкграунда или отличных знаний испанского языка, что будет тяжело, потому что нагрузка довольна большая, а преподаватели требовательные. Тем не менее, по моему мнению, эта требовательность оправдана. Кроме того, внимания достоин преподавательский состав данного модуля: многие профессора имеют непосредственный опыт работы в институтах ЕС, поэтому теоретические знания подкреплялись личными примерами, и поэтому лучше усваивались.
Также в рамках нашей программы была организована учебная поездка в Брюссель, в ходе которой нам удалось посетить основные институты ЕС, а также пообщаться с сотрудниками данных учреждений. Незадолго до поездки в Брюссель, группа студентов нашей магистратуры, приняла участие в Международном форуме в Марселе. Так что сугубо учебой наше пребывание в Автономном Университете Барселоны не ограничивалось.
Университет находится в пригороде Барселоны, так что студентам, которые проживают не в общежитии, приходится добираться до кампуса на общественном транспорте: дорога на автобусе или электричке из центра города займет 30–40 минут. На территории очень много библиотек, культурный центр (можно заниматься вокалом, хореографией и театром), языковой центр (иностранным студентам предоставляется бесплатный курс базового каталанского), центр волонтерства, и много других интересных мест.
В целом, учебой и жизнью в Барселоне я довольна, конечно, на моем пути мне встретились некоторые проблемы и препятствия в виде бумажной волокиты, культурного и языкового барьера (в основном, с каталанским), но куда без этого. В связи с этим выражаю свою благодарность Факультету международного регионоведения и регионального управления за представленную возможность! А всем студентам, которым предстоит учеба в Испании, желаю удачи!»